Проведение специальной оценки условий труда. Законодательные изменения
06.11.2015
Статья: «Проведение специальной оценки условий труда. Законодательные изменения»
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труд.
До последнего времени в российском законодательстве не было четких процедур, обязывающих работодателя (в том числе под контролем работника) с помощью специализированных организаций проводить оценку условий труда работников на рабочем месте. Вышеуказанное обстоятельство ставило в невыгодное положение работников, а также, в какой-то степени, экономило денежные средства работодателей на обустройство рабочих мест. 01 января 2014 года после подписания Президентом России вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ), который предусматривает порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в т.ч. с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах. Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов для работников на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда работников проводится специализированной организацией, состоящей в реестре соответствующих организаций.
Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя при проведении специальной оценки условий труда, в том числе к ним относятся: - обеспечение проведения специальной оценки условий труда; - предоставление организации, которая проводит специальную оценку условий труда, сведений, документов, информации и соответствующих разъяснений; - ознакомление под подпись работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, а также работодатель обязан разъяснить работнику все вопросы по проведению специальной оценки условий труда; - проведение мероприятий по улучшению условий труда; - декларирование в государственный орган о соответствии условий труда требованиям законодательства.
Так же Федеральный закон № 426-ФЗ устанавливает и обязанность работника при проведении специальной оценки условий труда ознакомиться с ее результатами. При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.
Как указывалось выше, Федеральный закон № 426-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014 года за исключением ст. 18, которая вступит в силу с 01.01.2016 года. Статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ предусматривает передачу результатов проведения оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета для хранения и использования информации с целью выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.
За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Помощник прокурора района
юрист 1 класса Н.В. Долдина
30.10.2015